Полезные статьи о собаках
РАЗВЕДЕНИЕ СОБАК
Мы своими глазами видим, какая это собака…
По ее родословной мы знаем, какой она должна быть…
Но только ее потомство покажет, что она из себя представляет на самом деле…
Nan WEITZMAN
Есть собаки, оставившие значительный след в породе и, даже спустя десятки лет и поколений, после их смерти, заводчики стараются повторить этих выдающихся особей.
Другие… тоже могут оставить след, который потом придется «расхлебывать» владельцам, полученных от них щенков и последующим заводчикам. Чаще всего, такое наследие остается от кобеля, происходящего из именитого питомника, имеющего активного хозяина, зарабатывающего ему титулы, не «видящего» собаки и не заботящегося о будущем породы.
Человек, занимаясь разведением, думает, что он совершенствует породу, но на самом деле, он, прежде всего, старается улучшить поголовье своего питомника, но при этом, разводя хороших собак, он способствует и процветанию породы. Каждый думающий заводчик старается избавиться от нежелательных признаков и закрепить ценные, используя при вязках определенные комбинации. Ну а результат зависит от его знаний, опыта, таланта, честности, и что не самое последнее - везения.
С чего начинать, или родословная
Когда человек решает впервые повязать свою суку, то он должен иметь о ней как можно более полную информацию. Значительную часть этой информации можно получить из ее родословной, еще до того, как наступит время вязки или даже до ее рождения, если она планируется в качестве будущей производительницы. Имея опыт и зная породу, будущий заводчик, изучив родословные родителей, возможно, вовсе откажется от этого щенка.
Тому, кто не знаком, или слабо знаком с породой, родословная ничего не говорит, но чем больше опыт работы, тем больше скажет каждая кличка о конкретной собаке, стоящей за ней, о ее внутрипородном типе, о характере, о достоинствах и недостатках. Зная каждого предка «в лицо», имея фотографии, а еще лучше - видеозаписи, заводчик может представить себе какое потомство даст данная сука с тем или иным кобелем. Если за кличкой перед заводчиком не стоит конкретная собака, то родословная - абсолютно бесполезная бумажка, ничего не значащая для разведения.
К сожалению, владелец суки зачастую имеет слабое (или вообще никакое) представление о собаках, записанных в родословных, ориентируясь только на известные исключительно понаслышке имена или на титулы, стоящие перед кличкой. При этом, повязав собак, у которых в родословных стоит один и тот же предок, о котором у заводчика весьма туманное представление, он считает, что поступил очень мудро. Сделал инбридинг. Мне как-то позвонила владелица уже повязанной суки и спросила как выглядит чемпион Х, т.к. она на него сделала инбридинг…No comments!
Знать родословную своей собаки необходимо, т.к. ровно половину - 50% генов будущие щенки получают от матери, а другую половину, тех же 50% - от отца. И то, что бывает, что щенки больше похожи на одного из родителей, вовсе не означает, что этот родитель передал своим детям больше генов, чем другой. Это означает только то, что у него больше доминантных генов, которые и оказали большое влияние на потомство.
Бывает и другая картина: заводчик «зацикливается» только на родословных (таких заводчиков я называю «теоретики») и собственно вяжет родословные, а не собак. Он усиленно изучает всех собак встречающихся в четырех коленах родословной и даже дальше, «доставая» pedigree бабушек и дедушек, а при вязках учитывает далеко стоящих предков. Однако это почти не имеет никакого смысла, т.к. щенки, как мы уже говорили, получают по 50% генов от отца и матери, по 25% от каждого деда и бабки, по 12,5% от прадедов и т.д. (закон Фрэнсиса Гальтона). Таким образом, чем дальше стоит предок в родословной, тем меньшее влияние он оказывает на щенков. Даже если он несколько раз повторяется в 5-7 коленах, то шансов, что щенок унаследует его достоинства уже практически нет.
Тому, кто делает вязки рассчитывая получить потомство похожее на выдающегося но отдаленного предка, игнорируя фенотипы отца и матери, вряд ли стоит рассчитывать на желаемый результат. Чуда не происходит. От двух собак, имеющих короткое плечо не родятся щенки с длинным, даже если у их знаменитого дедушки-прадедушки было все в порядке с плече лопаточным сочленением.
Родословная - это всего лишь руководство к действию в руках опытного специалиста. Известно множество примеров, когда от собак с «блестящей» родословной не родилось ничего хорошего, наоборот, можно встретить высококлассных собак, имеющих в родословной посредственных предков, и только остается удивляться «что откуда берется». Но это все же исключение, которое только подтверждает непреклонное правило разведения - ЛУЧШЕЕ С ЛУЧШИМ ДАЕТ ЛУЧШЕЕ.
Лично я предпочитаю вязать своих сук с кобелями, имеющими нужную мне родословную, а не с прекрасным представителем с «никакой» родословной, который «выщепился», хотя и понимаю, что это не всегда верно. От «выщепенца» можно получить отличных щенков, повязав его с подходящей партнершей. Точно так же как можно (и так чаще всего и происходит) получить хороших щенков от просто «типичного представителя породы», имеющего прекрасную родословную.
Надо знать свою собаку
Даже хорошо изучив родословную своей собаки, но не зная ее особенностей (или особенностей поголовья питомника) получить качественное потомство невозможно. Заводчик должен хорошо знать анатомию собак и стандарт своей породы. Если он не «видит» свою собаку: насколько у нее породная голова, какие у нее углы задних конечностей, постав лопаток и т.д., то лучше ему заняться разведением цветов. У собачников есть такой термин «свиной глаз» - когда эксперт или заводчик не может определить, насколько хороша та или иная собака. Видение собаки, в некоторой степени, может прийти с опытом. Чаще же оно дается человеку «от бога» - оно или есть или его нет. Только хорошо изучив свою собаку и точно зная, что нужно исправить и что, напротив, закреплять, можно приступать к действию. Но главное, на мой взгляд, это представлять себе ту собаку, которую хочешь получить.
Видеть цель
Эта созданная в воображении собака - идеальный представитель породы. Это цель, к которой надо стремиться. Она будет достигнута не в этом помете, который планируется сейчас, и не в следующем, скорее всего - никогда (если, конечно, заводчик критично относится к своему разведению). Но, наверняка, наступит момент, когда родится щенок, ставший такой собакой, о которой можно сказать - «она почти такая, о какой я мечтал».
Чтобы получать классных собак надо знать чего ты хочешь. Только создав идеального представителя любимой породы в своем воображении можно стремиться получить его наяву.
Мне повезло. Только начав серьезно интересоваться породой, я увидела ту собаку, которая довольно длительное время была для меня воплощением красоты и совершенства шнауцера. Он стоял в ринге ветеранского класса. Сейчас его уже нет, а со временем и приобретенным опытом, я обнаружила недостатки и у него, что впрочем, неизбежно для реальной собаки. Но на значительный период он был для меня руководством к действию и тем первым, еще сырым слепком, из которого я вылепила свой идеал. Он тоже в динамике - постоянно «филируется».
Уметь отличить «зерно от плевел»
Возможно, что другие не согласны с моим идеалом и им не нравятся те собаки, которые нравятся мне. Этими другими могут быть и судьи на выставках, и известные специалисты, и просто зрители за рингом, но для меня это неважно, потому, что я уже поняла, какую собаку хочу.
Думаю, хороший заводчик не должен придавать первостепенного значения тому, что разыгрывается на ринге. К сожалению, эксперты не всегда правы. Малькольм Б. Уиллис в своей книге «Генетика собак» хорошо сказал об этом: «…всепородный эксперт не способен решать возложенные на него задачи. Эксперт должен быть в высшей степени компетентным, а на мой взгляд, невозможно досконально знать сразу более 150 пород, а уж тем более возрастные изменения или особенности перецветания и формирования щенков в каждой из них. Эксперт должен быть неразрывно связан с оцениваемой им породой, и безупречно знать все ее особенности. То же самое относится и к так называемым «специалистам», которые нередко рассуждают о некоторых дефектах, зачастую второстепенных, будучи не в состоянии увидеть главное. Они часто снисходительно относятся к плохому характеру, прощают и даже поощряют крайности… Я отнес бы очень многие проблемы в экстерьере собак на счет экспертов, не знающих, игнорирующих и покрывающих собак с отклонениями от требований стандарта, внушая тем самым, заводчикам уверенность в их приемлемости и пригодности для племенного разведения».
На примере породы, которой занимаюсь, можно сказать, что многие отклонения от стандарта стали практически нормой, а собаки с недостатками, описанными в стандарте, выигрывают не только породу, но и Best in Show. На одной из последних выставок, на которой я была Бест выиграл шнауцер с мягкой длинной шерстью и плоскими ребрами, хотя в стандарте сказано: «шерсть жесткая, проволокообразная», «ребра округлые». А закинутый на спину или вертикально поставленный терьерий хвост при коротком горизонтальном крупе (особенно у цвергшнауцеров) очень даже приветствуется экспертами, а на правильный выход хвоста дается описание как «низко посаженный». Известен даже один цверг, ставший чемпионом мира без P-1, хотя по стандарту у шнауцера должен быть полный комплект зубов. Каждый заводчик вправе решать сам, каких собак ему разводить - тех, которые нравятся малознающим экспертам или тех, которые нравятся самому и соответствуют стандарту.
МИР СОБАК — ‹№3/2003›